1.04.2023 150 лет исполнилось со дня рождения великого композитора Сергея Рахманинова.
Особенная музыка, которую узнаешь с первых нот, и особый дар исполнять ее. Сегодня в мире отмечают 150 лет со дня рождения гениального русского композитора и пианиста Сергея Рахманинова. Величайший виртуоз своего времени, который воспевал нашу культуру так, что она плотно проникла во все музыкальные жанры.
В 1897-1903гг. управляющим имением Раевских в слободе Красной служил агроном Юлий Иванович Крейцер. Его дочь Елена Жуковская - Крейцер ещё в 1893г. брала уроки музыки у Рахманинова. Она тесно дружила с сёстрами Скаллон и будущей супругой Сергея Васильевича Натальей Сатиной. Эти обстоятельства обернулись тем, что Ю.И.Крейцер пригласил С.В. Рахманинова провести лето 1899г. в имении Раевских в слободе Красной. Большой дом из 30 комнат, окружённый сиренью и большим садом, пустовал. Семья Крейцер из 4 человек занимала в нём лишь малую часть.
Сергей Васильевич приехал в слободу Красную в начале мая 1899г. и застал буйное цветение сирени вокруг имения, разлив Савалы, весенние неповторимости Калиновской рощи и Шилова озера на даче Раевских.
В середине мая Рахманинов уезжал на некоторое время в Петербург, где в программе торжеств в честь столетия А.С. Пушкина ставилась его опера "Алеко" с Ф.И. Шаляпиным в главной роли. Возвращение же в Красную сопровождалось энергичным желанием заниматься и сочинять.
В июле 1899г. "рухнуло" двухлетнее молчание Рахманинова-композитора: он написал хор "Пантелей-целитель" на стихи А.Толстого. В этом же году Рахманинов прожил в имении Раевских до середины октября. Упоение местными ландшафтами сменялось напряжённым музицированием и работой над новыми произведениями. Посвящение на нотах шутливого романса для Натальи Сатиной (на слегка переделанное стихотворение Вяземского "Эперне")искрилось оптимизмом: "Нет, не умерла моя муза, милая Наташа! Посвящаю тебе мой новый романс".. "Пьеса Фантазия" для фортепиано и транскрипция украинской народной песни "Чоботы" для хора акапелла, романс "Судьба" также были написаны в это самое время После путешествия по Италии С.В. Рахманинов вновь воспользовался приглашением Крейцера, приехав в Красную 26 июля 1900г. Здесь он работал над Вторым концертом для фортепиано. Нет никаких сомнений, что "Адажио" и богатырский "Финал" написаны в Красной. В этот раз гость прожил здесь до последних чисел октября.
В третий, последний раз, композитор пробыл в полюбившемся ему местечке с мая по июль 1901г. Как всегда, много работал. Корректировал ноты своей сюиты соч. 17 для двух фортепиано и создал блестящую сонату соч. 19 для виолончели и фортепиано.
Старожилы Красного вплоть до середины XX в. с удовольствием рассказывали о своих походах к барскому дому, о доносившейся оттуда чудесной музыке, о знаменитом "артисте", любившем послушать, "как на селе музыку играют".